О новой системе высшего технического образования в Германии

ISSN 0536-1028 (Print)
ISSN 2686-9853 (Online)

УДК 378.662(430) DOI: 10.21440/0536-1028-2021-6-98-107


Download

 

Для цитирования: Лукас В. А. О новой системе высшего технического образования в Германии // Известия вузов. Горный журнал. 2021. № 6. С. 98–107 (In Eng.). DOI: 10.21440/0536-1028-2021-6-98-107

Введение. В статье отмечены существенные изменения, которые произошли за последние десятилетия в высшем горном образовании, в том числе в Германии. В связи с постоянным сокращением объемов добычи полезных ископаемых, происходившим на континенте, снизилась потребность в специалистах по горному делу. Эта тенденция наиболее сильно проявилась в Германии. Уменьшение количества студентов и последовавшее за ним сокращение кафедр горногеологического профиля коснулись всех ведущих центров горного образования.
Актуальность. Высшие учебные заведения Германии активно ищут пути выхода из кризиса: переориентируют свою преподавательскую и научную деятельность на смежные с горным делом области: добыча нефти и газа, строительство подземных инженерных сооружений, добыча и переработка нетрадиционных видов полезных ископаемых, добыча с морского дна, природоохранная деятельность, отработка отвалов. Также вузы занимаются подготовкой специалистов для других стран и международных горнодобывающих корпораций.
Методы исследования. В статье приведены примеры новых учебных планов технических университетов Фрайберга, Аахена, Клаусталя и др., проведен их анализ. В этих учебных заведениях горного профиля накоплен богатый опыт реформирования и модернизации горного образования.
Современное состояние. Для горного направления профессионального образования в германских вузах стали применять интегрированное название, которое можно перевести как «технология минерального сырья», что соответствует вошедшему в мировую практику новому понятию «индустрия минерального сырья». Проводятся объединение и укрупнение традиционных горных специальностей, активное внедрение в учебный процесс новых методических подходов. Эти шаги должны повысить привлекательность горного образования для молодежи и заинтересованность работодателей в специалистах обновленного профиля.

Ключевые слова: международное сотрудничество; высшее образование; Болонская реформа; бакалавриат; магистратура; Германия; учебный план; направление; программа; специализация; горное дело.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Dubiński J. Sustainable development of mining mineral resources // Journal of Sustainable Mining. 2013. Vol. 12. Iss. 1. P. 1–6.
  2. Mischo H., Clausen E., Langefeld O., Drebenstedt C., Paschedag U. Studying mining engineering in Germany: General conditions, locations and study programmes // Glueckauf Mining Reporte. 2018. P. 413–424.
  3. Лукас В. А. Что может и должна дать Болонская реформа высшей школе России. Взгляд ветерана ВШ изнутри и извне // Известия вузов. Горный журнал. 2012. № 6. С. 120–128.
  4. Лукас В. А. Германские вузы после Болонской реформы: новое и проверенное старое // Известия вузов. Горный журнал . 2015. № 6. С. 113–121.
  5. Казанин О. И., Дребенштедт К. Горное образование в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы // Записки Горного института. 2017. Т. 225. С. 369–375.
  6. Suorineni F. T. The future mining engineer – what will be the educational needs for the mine 4.0 industry // Горный журнал Казахстана. 2019. № 9. С. 44–47.
  7. Nurligenova Z. N. History of formation and development of the Karaganda State Technical University // Bulletin of the Karaganda University. History. Philosophy series. 2019. Vol. 95. No. 3. P. 40–46.
  8. Fidalgo P., Thormann J., Kulyk O., et al. Students’ perceptions on distance education: а multinational study // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. No. 17. P. 18. DOI: 10.1186/s41239-020-00194-2
  9. Bervell B., Arkorful V. LMS-enabled blended learning utilization in distance tertiary education: establishing the relationships among facilitating conditions, voluntariness of use and use behaviour // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. Vol. 17. P. 1–16. DOI: 10.1186/s41239-020-0183-9
  10. Young A., Rogers W. P. A review of digital transformation in mining // Mining, Metallurgy and Exploration. 2019. Vol. 36. P. 683–699. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s42461-019- 00103-w
  11. Нестерова Т. В. Дистанционное обучение студентов-механиков графическим дисциплинам // Известия вузов. Горный журнал. 2016. № 8. С. 110–113.
  12. Дребенштедт К. Обучение горному делу во Фрайбергской горной академии в свете социальных изменений и глобализации: проблемы и решения // Горный журнал. 2018. № 6. С. 93–97. DOI: 10.17580/gzh.2018.06.19
  13. Ильинова А. А., Череповицын А. Е., Трушко О. В., Смирнова Н. В. Трансфер инновационных разработок: зарубежный опыт и возможности российских вузов минерально-сырьевого направления // Известия вузов. Горный журнал. 2013. № 8. С. 156–164.

 

Язык сайта

Мы индексируемся в: