УДК 622.063 | DOI: 10.21440/0536-1028-2022-3-55-69 |
Для цитирования: Терехин Е. П., Казанцев А. А. Оценка технической возможности и экономической
эффективности гидротранспортирования измельченного промпродукта применительно к разработке
перспективных месторождений КМА // Известия вузов. Горный журнал. 2022. № 3. С. 55–69.
DOI: 10.21440/0536-1028-2022-3-55-69
Введение. Большинство железорудных карьеров России и СНГ относятся к разряду глубоких, а перспективные месторождения Курской магнитной аномалии – КМА (Приоскольское, Чернянское, Погромецкое и др.), мощность покрывающих пород которых составляет 100–150 м, и карьеры на их базе уже на стадии начала добычных работ будут глубокими.
Целью работы является обоснование преимущества гидротранспорта перед другими видами промышленного транспорта с выявлением технической возможности и экономической эффективности новой схемы вскрытия и транспорта перспективных месторождений КМА на уровне предпроектных разработок.
Объектами исследования выбраны Приоскольское и Чернянское месторождения. Основными методами исследований были приняты графический и графоаналитический, а также технико-экономическое сравнение вариантов. Основу предложения по разработке перспективных месторождений КМА составляет новая компоновка промышленной площадки горно-обогатительного комбината с размещением частей дробильно-измельчительного комплекса внутри карьера и выдачей руды в виде пульпы на поверхность трубопроводным транспортом для последующего обогащения.
Результаты. В целом предпроектное технико-экономическое сравнение по двум перспективным месторождениям КМА говорит о снижении затрат на перемещение руды из карьера до промплощадки при применении гидротранспорта в сравнении с циклично-поточной технологией. Применение новой технологии позволит снизить транспортные затраты в 1,5–2 раза и повысить производительность труда на транспорте руды в 2–3 раза.
Ключевые слова: перспективные месторождения; Курская магнитная аномалия; КМА; вскрытие карьера; гидротранспорт руды; пульпа; дробление; измельчение; обогащение; транспортные затраты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Яковлев В. Л., Бахтурин Ю. А., Журавлев А. Г. Основные аспекты формирования и новые научные направления исследований транспортных систем карьеров // Наука и образование. 2015. № 4. С. 67–72.
- Галкин В. И., Шешко Е. Е. Ленточные конвейеры на современном этапе развития горной техники // Горный журнал. 2017. № 9. С. 85–90. DOI: 10.17580/gzh.2017.09.15
- Jennings A., Perrone P., Cornet J. Case study: correcting control problems on Essroc’s multidrive station, horizontally curved conveyor // Transactions of the Society for Mining, Metallurgy and Exploration. 2013. Vol. 334. P. 472–476.
- Thompson M., Jennings A. Impumelelo coal mine is home to the world’s longest belt conveyor // Mining Engineering. 2016. 14 October. Р. 14–35.
- Шилин А. Н. ЦПТ при отработке глубоких карьеров черной металлургии // Горный журнал. 1978. № 4. С. 15–18.
- Кантемиров В. Д. Обоснование рациональных способов повышения производительности комплексов ЦПТ: дис. ... канд. техн. наук. Екатеринбург, 2000. 176 с.
- Деревяшкин И. В. Исследование и обоснование параметров горных машин и технологии выполнения горно-капитальных работ при вскрытии перспективных карьерных полей Курской магнитной аномалии: дис. ... д-ра. техн. наук. М.: МГОУ, 2002. 435 с.
- Hai-Liang Xu, Wei Chen, Cong Xu. Cavitation performance of multistage slurry pump in deep-sea mining // AIP Advances. 2019. Vol. 9. P. 105024. URL: https://doi.org/10.1063/1.5125800 (дата обращения: 23.01.2020).
- Александров В. И., Васильева М. А. Гидротранспорт сгущенных хвостов обогащения железной руды на Качканарском ГОКе по результатам опытно-промышленных испытаний системы гидротранспорта // Записки Горного института. 2018. Т. 233. С. 471–479. DOI: 10.31897/PMI.2018.5.471
- Авксентьев С. Ю., Сержан С. Л., Труфанова И. С. Определение параметров гидротранспорта хвостов обогащения железной руды Качканарского ГОКа // ГИАБ. 2018. № S11. С. 3–14. DOI: 10.25018/0236-1493-2018-4-11-3-14
- Терехин Е. П., Булгаков И. С. Совершенствование насосного оборудования для гидротранспорта железорудного концентрата // ГИАБ. 2016. № 1. С. 163–168.
- Волгина Л. В., Тарасов В. К., Зоммер Т. В. Влияние характеристик двухфазного потока на эффективность системы гидротранспорта // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер. Политематическая. 2012. Вып. 3(23).
- Коновалов В. С. Перспективные типы машин для транспорта массовых сыпучих грузов на средние и дальние расстояния. М: ВНИИПТМАШ, 1960. 138 с.
- Романенко В. А., Кривошеев И. Л. Эффективность дальнего гидротранспорта железорудных концентратов // Промышленный транспорт. 1974. № 1. С. 20–22.
- Помельников И. И. Состояние и перспективы развития железорудной промышленности в условиях «медвежьего рынка» // Горная промышленность. 2015. № 4, № 5. URL: https://miningmedia.ru/ru/article/ekonomic/8994-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-zhelezorudnoj-promyshlennosti-vusloviyakh-medvezhego-rynka (дата обращения: 02.02.2022)
- Яковлев В. Л. О методологии комплексного освоения запасов месторождений твердых полезных ископаемых для разработки стратегии развития минерально-сырьевой базы России // Известия вузов.Горный журнал. 2020. № 7. С. 5–20. DOI: 10.21440/0536-1028-2020-7-5-20
- Кононенко Е. А. Возможности и перспективы гидромеханизации на карьерах // ГИАБ. 2004. № 7. С. 152–158.
- Приходченко С. Д. Анализ современных моделей гидротранспортных систем // Гірнича електромеханіка та автоматика: наук.-техн. зб. 2007. Вип. 78. С. 56–62.
- Semenenko E., Nykyforova N., Tatarko L. The features of calculations of hydrotransport plants of geotechnological systems // New Developments in Mining Engineering 2015: Theoretical and Practical Solutions of Mineral Resources Mining. 2015. P. 397–401.
- Singh J. P., Kumar S., Mohapatra S. K. An experimental study on head loss characteristics of pipe bends for flow of coal-water slurry at highsolid concentration // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers. Part E: Journal of Process Mechanical Engineering. No. 233(5). P. 1151–1161.
- Vlasak P., Kysela B., Chara Z. Fully stratified particle-laden flow in horizontal circular pipe // Particulate Science and Technology. 2014. Vol. 32. No. 2. P. 179–182.
- Qu C.-R., Xu B., Wu J., Liu J.-X., Wang X.-T., Ranliao Huaxue Xuebao. Effect of limestone addition on PM2.5 formation during fluidized bed coal combustion under O2/CO2 atmosphere // Journal of Fuel Chemistry and Technology. 2013. Vol. 41. Iss. 8. P. 1020–1024.
- Тимофеев И. К. Непрерывный транспорт – основа инновационного развития горных производств // Промышленный транспорт. 2010. № 1. С. 38–40.